Депрессия в подростковом возрасте не является какой-либо особой. Это такое же состояние, что и в случаях со взрослыми, но с характерными особенностями, присущими этому возрасту. Ей свойственны все те же атрибуты, независимые от количества прожитых лет: снижение настроения, отсутствие радости от происходящих событий в жизни, ощущение тупика, безнадежности, отсутствие веры в то, что все хоть как-то может разрешиться. Одним из главных признаков подростковой депрессии является не просто плохое настроение, а ощущение безвыходности и бессмысленности жизни. Подросток не видит возможности как-то преодолеть невыносимое существование.
Сейчас в большом почете у подростков социальные сети с сообществами, которые публикуют контент, позволяющий отыграть чувство безысходности, бессмысленности. Это - свидетельство популярности темы у детей. Справляться с этими периодически возникающими чувствами нелегко и взрослому, что говорить о подростке.
Есть и радостные новости. В основном, подростковые депрессии носят интенсивный характер, но не длительный. Хотя бывают настоящие, клинически выраженные депрессивные состояния, длящиеся месяцами и даже годами, на которые не особо кто обращает внимание, связывая угрюмость ребенка с особенностями не простого периода его жизни.
Но депрессий без повода не бывает. Они всегда имеют свою причину. Период жизни человека от 14 до 18 лет предоставляет ему огромное количество поводов поразмышлять о том, что с ним в этот отрезок времени происходит.
Предвзятое отношение к внешности
Причинами подростковых депрессий являются события в самых разных сферах. Самая главная проблема, с которой сталкивается подросток – происходящие перемены в теле, ценность которых в этом возрасте возрастает. К сожалению, наше общество таково, что оно не приучает молодых людей любить себя, а неправильное воспитание способствует видению только своих недостатков. Большое количество претензий к меняющейся внешности и телу связано с наступлением периода построений отношений с противоположным полом, и этот фактор хоть и сильно переоценен, становится очень важным, на него обращается огромное количество внимания.
Навязанные СМИ стереотипы внешности это один из триггеров подростковой депрессии, чуть ли не самый распространенный.
Возникновение противоречий
Не менее важной причиной для подростковых депрессий являются вопросы достижений. В этот период детей начинают посещать мысли о том, что самые успешные люди – это не те, которые лучше всех учились в школе, а какие-то другие. Подростки начинают искать пути, которые могли бы привести к успешности и большим результатам. И пути эти оказываются совершенно не теми, на которые рассчитывают их родители. У детей пропадает желание хорошо учиться, они начинают пропускать уроки, что рождает дополнительные трудности и конфликты, которые не могут не оказывать влияние на ребенка. Для него эта пора является сложной в связи с необходимостью выбора будущей профессии. Подросток уже понимает, что этот вопрос связан со смыслом будущей жизни. Профессиональный выбор детей серьезно озадачивает. Стремление к достижению успеха и реальность - это второй по важности фактор возникновения депрессий у подростков.
Непонимание и проблемы в семье
Проблемы отношений с родителями являются, очевидно, значимыми факторами, приводящими к тому, что подросток уходит в депрессивное расстройство. Прежде всего - это отношения с родителями, которые в этот период, чаще всего, ухудшаются. Родители не замечают того, что их ребенок в этом периоде становится похож на взрослого. Они видят в его поступках только те моменты, где он что-то не доделал, где он не смог взять на себя ответственность и беспрерывно его этим понукают, не понимая того, что как раз в подростковом возрасте ребенок учится отличать, что ему удается делать хорошо, а что пока получается плохо. Он с каждым днем осваивает свое жизненное пространство все лучше и лучше. Но родители вместо оказания поддержки, пытаются предотвратить приобретение пока еще непростого опыта. Возникают конфликты. Родителям не нравится, с кем ребенок дружит, как одевается, они ведут за ним круглосуточный контроль. Они не понимают, что он вырос, стал вполне самостоятельным и может принимать такие решения, которые могут им не нравиться. Непонимание родителями значимости этого периода в жизни ребенка, конечно, сводит подростка с ума.
Существует еще одна трудность в подростковом периоде, и она связана с тем, что родители часто учат ребенка делать так, как сами не делают. Это, естественно, также вызывает внутренний кризис у ребенка и попытки понять: как же все-таки необходимо поступать, а как нет, и вызывают у подростка серьезные внутренние затруднения. Те схемы и модели поведения, которые раньше ему казались правильными, перестают работать, подвергаются сомнению и нуждаются в том, чтобы быть пересмотренными.
Есть еще один момент, связанный с родителями. По достижении ребенком подросткового возраста в семейной жизни родителей часто происходят кризисы. В тот момент, когда дети подрастают и становятся более самостоятельными, между родителями случаются столкновения, переходящие в ссоры, разводы, измены. Все это происходит на глазах у подростка и конечно очень сильно на него влияет, потому что для него родная семья является чем-то ценным, сильным. И как только целостности родительских отношений что-либо начинает угрожать, происходит серьезное травматическое влияние на ребенка.
Оценка своего положения в обществе
К отдельной части следует отнести трудности, связанные со сверстниками. Подростку важно быть принимаемым, чувствовать себя частью коллектива, он хочет, чтобы его ценили, ему важно занимать какое-то место. А он в силу особенностей того, чему его научили, и еще очень многих моментов не всегда может этого достичь. Это конечно наносит ему травму, вызывает ощущение того, что с ним "что-то не то" и способствует депрессивной реакции на важные и ценные для него вещи.
Отсутствие необходимого общения для получения важной информации
Еще одной сферой в плане травматизации человека в подростковом периоде являются вопросы смысла. Именно в период от 14 до 18 лет подросток пытается понять: для чего ему нужно жить, в чем смысл его жизни, кто он такой, откуда пришел, зачем вообще живет, что должно быть у него в жизни, чтобы он знал, что смысл у этой жизни действительно есть? Он наблюдает за тем, как живут его родители, замечает, что они не очень счастливы, хотя уверены, что все делают правильно. Он ищет ответы на вопросы: что ценно, что важно? Его начинают волновать моменты, связанные с метафизикой существования. Большое количество детей думают о боге, пытаются понять, как устроен мир в глобальном смысле, задаются принципиальным вопросом: может ли человек самостоятельно управлять своей жизнью или является предметом манипуляции? Эти важные вопросы беспокоят подростка, даже если не осознаются.
Но, как правило, в этот период никто особенно и не прислушивается к нему, не ведет в семье с ним подобных разговоров. Это не может не ранить. Смыслообразующие вещи важны для любого человека, а подростковый возраст и имеет особую ценность в том, что человек ищет для себя ответы на большое количество вопросов. Они, конечно, не будут для него руководством на всю жизнь, но на какой-то период подросток получит рекомендации к действию, понимание того, как устроена жизнь и сможет сделать свою жизнь более понятной, придать ей смысл.
Наличие всех этих моментов, очень осложняющих жизнь ребенка и отсутствие необходимого понимания, безусловно, ведут к тому, что подросток становится наиболее уязвимым к депрессивным реакциям и состояниям, с чем должны работать специалисты, уделяя внимание самым главным вопросам в его жизни.
Профилактические меры подростковых депрессий самые простые – это общение со сверстниками. Продуктивным, насыщенным смыслом такое общение делает присутствие взрослых. Сама по себе группа подростков – это стая, действующая по биологическим законам.