Неужели к психиатру?
Слово "психиатр" окружено мифами, предрассудками и страхами. Тем более если речь идет о визите к психиатру со своим любимым ребенком. У него может быть насморк, гастрит, пневмония, на худой конец, но только не "это", не "психическое". Залечат, заколят, потом в нормальную школу не возьмут...
Читать далее>>
Пожалуй, самые сложные пациенты, о каких бы заболеваниях ни шла речь – это дети.
Детская психиатрия, являясь разделом общей психиатрии, занимается изучениемособенностей проявления, течения, причин и механизмов развития психических нарушений в детском и подростковом возрасте (как при психотических, так и при непсихотических расстройствах), а также их лечением и предупреждением и научными основами организации психиатрической помощи детям и подросткам. Отражая в себе различные направления взрослой психиатрии, детская психиатрия имеет настолько много специфического, что это и способствовало выделению ее в самостоятельный область медицины.
Важнейшей особенностью детского и подросткового возраста является непрерывный, но неравномерный процесс развития и созревания структур и функций всего организма, в том числе и центральной нервной системы. Эта особенность характерна и для психического развития, которое происходит в результате контактов ребенка и подростка с окружающей средой. Отсюда понятно, что нарушения нервно-психической сферы, возникающие у них при психических заболеваниях, представляют расстройства как биологического, так и психического созревания. В современной детской психиатрии и психопатологии придается большое значение возрастному фактору, нередко определяющему клинические проявления болезни. С этих позиций приобретают значение современные представления о критических периодах развития ребенка и их анатомо-физиологических и психоневрологических особенностях. Каждая возрастная фаза характеризуется не только определенным комплексом психофизических свойств, но и особыми характерными для нее психическими нарушениями. К особенностям детской психиатрии можно отнести также ее тесную связь со смежными дисциплинами: неврологией, педиатрией и педагогикой. Таким образом, основное своеобразие детской психиатрии – это то, что объектом ее рассмотрения является растущий организм.
В детской психиатрии есть ряд особенностей, которые отличают ее от психиатрии взрослого возраста.
Большое значение имеет возраст ребенка. То, что в 3-х летнем возрасте считается вариантом нормы (например, ночное недержание мочи), является патологией в 7 лет.
Ребенок чаще всего неспособен выразить свои переживания, ощущения, настроение в словесной форме. Поэтому данные о психическом состоянии базируются в основном на сведениях, получаемых от родителей, родственников, воспитателей и учителей или на результатах наблюдения за ребенком.
В лечении детей надо обращать внимание не только на лекарственную терапию, но и на психосоциальную помощь, начинать которую надо как можно раньше. Необходимо изменить отношение родителей к больному ребенку, успокоить их, уменьшить чувство вины.
В этиологии психических расстройств в детском и подростковом возрасте значение имеют не только наследственность, соматические заболевания (психические нарушения были выявлены у 12% физически больных детей), патология беременности и родов (преждевременные роды, асфиксия при рождении), но и факторы окружающей среды, такие как неблагоприятные взаимоотношения в семье, утрата родителей, длительная разлука, дисгармоничное воспитание, наличие определенных заболеваний или расстройств личности у одного из родителей, социальные и культуральные факторы.
Учитывая профилактическую направленность здравоохранения - не менее половины психических расстройств у взрослых начинаются в детском возрасте - в настоящее время особую значимость приобретают вопросы оказания психиатрической помощи детям и подросткам с психическими расстройствами.
Проблема охраны психического здоровья детей сохраняет свою актуальность с начала организации специализированных психиатрических служб, при этом вопросы реабилитации детей и подростков с психическими расстройствами всегда занимали важнейшее место в системе психиатрической помощи.
Современные требования к оказанию помощи обусловлены, в первую очередь, переходом от медицинской (монодисциплинарной) к полипрофессиональной модели, основанной на биопсихосоциальном подходе.
С другой стороны, отмечается неуклонный рост числа детей и подростков с непсихотическим формами психической патологии и нарушениями поведения, в формировании и динамике которых социальные факторы играют ведущую роль. Тем самым необходимо учитывать психосоциальную помощь в комплексной психиатрической помощи детям, когда в большей степени учитываются социальные аспекты психического расстройства
Детская психиатрия подразумевает под собой не только лечение специфических для этого возраста проблем, но и умение наладить контакт с ребенком, а также и с его родителями. Семья является наиболее значимым источником поддержки в достижении успешного социального приспособления и эффективного функционирования больного. Поэтому вовлечение семьи в терапевтический и реабилитационный процесс становится ключевым для его результативности.
В связи с тем, что родителям принадлежит огромная роль как в формировании личности ребенка и в создании благоприятной микросоциальной среды, так и в отношении ребенка к имеющемуся психическому расстройству, и, в определенной степени, в оказываемом влиянии на характер и динамику клинических проявлений, вовлечение родителей в терапевтический процесс рассматривается как обязательная составная часть терапевтических и социотерапевтических мероприятий.
Детский психиатр в Москве это специалист с достаточно редкой квалификацией, именно такой врач поможет определить проблемы в развитии ребенка и рекомендовать, что делать. Консультация детского психиатра поможет выбрать правильную тактику лечения,или, напротив, отказаться от лечения.