Уважаемые посетители и врачи нашего Центра! Поздравляем вас с наступающим Новым годом! Здоровья, долголетия, счастья вам и вашим близким!
31 декабря мы работаем с 10:00 до 18:00. 01, 02, 03 января - выходные дни. С 04 января 2025 года Центр работает в обычном режиме, с 10:00 до 21:00.

Периодизация детско-подросткового возраста и характерные психологические проблемы

Возраст 0-3 года, психологические проблемы развития

Задержки психического и речевого развития (ЗПР, ЗПРР, ЗРР), “странная речь” 

Темпы развития речи у детей очень вариабельны. Однако, если к 3 годам ребенок говорит лишь отдельные слова, недостаточно понимает обращенную речь, - это может говорить о задержке речевого развития, которая при своевременно начатой работе специалистов должна компенсироваться. Если отставание в речи сочетается и с некоторым отставанием в уровне умений и навыков в неречевых заданиях (не может собрать пирамидку, разложить по цветам карандаши и т.д.), - говорят о задержке психоречевого развития. Диагноз задержки ставит детский психиатр, он же при необходимости назначает стимулирующее развитие лечение, а коррекционную работу проводят педагоги - логопеды и дефектологи. Иногда бывает так, что ребенок говорит, но его речь отличается от обычной: например, он может только воспроизвести услышанное ранее (цитату из мультфильма или вопрос взрослого), но не может построить собственное активное высказывание. Такие повторы - эхолалии, - могут быть промежуточным этапом развития речи в норме, но если они существуют длительно - это повод обратиться за помощью.

Отсутствие речи к 3 годам 

Если ребенок к 3-м годам не говорит, нужно обратиться за помощью: к детскому психиатру для диагностики причин задержки речи и, при необходимости, лечения, а в дальнейшем начинать коррекционную работу с логопедом и дефектологом. Бывает, что ребенок говорит как будто на "своём" языке: слышатся интонации, но понять его невозможно. Проконсультируйтесь со специалистом. Диагноз полного отсутствия речи - алалии, - требует интесивной коррекционной работы.

Страхи у ребенка до трех лет 

Страхи- обычное явление детского возраста. Настораживать должна их интенсивность (например, боится собак настолько, что вообще не выходит на улицу), необычность фабулы страха (боится щели за дверью, огонька пожарной сигнализации, мужчин с усами на улице). Некоторые дети боятся громких звуков, особенно - бытовых приборов, другие выбегают из комнаты при виде пугающего персонажа мультфильма. Обычный страх темноты может свидетельствовать о нарушениях, если при этом ребенок указывает на что-то, чего нет ("вон медузы на потолке") или смотрит в определенное место так пристально, как будто что-то видит. Конечно, об обычности и необычности страха мы судим с большой долей субъективности. Врач поможет развеять Вашу тревогу и прояснить характер переживаний ребенка. Отдельную разновидность тревоги детского возраста представляет собой страх разлуки с близким человеком: ребенок не отпускает от себя мать, отказывается заходить в группу детского сада без матери, долго не успокаивается в ее отсутствии. Часто такой симбиоз - нормальный этап развития, но если он затягивается и дезадаптирует ребенка - обратитесь за консультацией.

Агрессивность, возбудимость.
А если, наборот, ребенок слишком бесстрашен, конфликтен, легко дает гневливые реакции: кричит, валится на пол ("закатывает истерики"), разбрасывает игрушки и предметы, бьет и кусает детей и взрослых? Такое поведение часто свидетельствует о сильном (стеническом) темпераменте и о возбудимых или демонстративных чертах характера. Возможно, эти черты потом помогут ему развить актерское дарование и лидерские наклонности, но, если Вы не справляетесь или под угрозой ваше пребывание в детском коллективе, - обратитесь за помощью. Особенно должна настораживать аутоагрессия, когда ребенок бьет или кусает сам себя.

Нарушения привязанности и симптомы аутизма

Недостаточная потребность в контактах, отсутствие эмоциональной привязанности, “странное поведение” (ребенок не такой, как все) Иногда родителям сложно сформулировать, что не так в поведении ребенка. Например, он сидит в песочнице с другими детьми, но не обращает на них внимания, а занят задумчивым пересыпанием песка. Он может встать, оперевшись на другого ребенка, как на неодушевленный предмет, или подвинуть его с дороги, не обратив внимания на его реакцию. Он подолгу перебирает любимые предметы или выстраивает из них ряды, но не обращает внимания на приход или зов матери. Когда ему что-то нужно, он тянет Вашу руку в нужном направлении, но не пытается обратиться к Вам или поймать Ваш взгляд. Он как будто существует в каком-то "своём" мире. Чем раньше Вы обратитесь за помощью, тем лучше будут результаты коррекционных мероприятий даже в случае серьёзных нарушений развития.

Психологические проблемы возраста от 4 до 6 лет

Задержки психического и речевого развития (ЗПР, ЗПРР, ЗРР), “странная речь” 

Часто бывает так, что с задержкой психоречевого развития родители обращаются за помощью уже в 4 года и позже, когда, например, детский сад сообщает, что ребенок не справляется с массовой дошкольной программой. Он до сих пор путает цвета и геометрические фигуры, а вопрос о временах года вызывает у него затруднения. В этом возрасте ребенок уже чувствует свою неуспешность и развивает вторичные невротические черты: замкнутость, отказ от речи, тревожность, ожидание неудачи. Ему надо помочь, это сделают детский психиатр, психолог, логопед и дефектолог. Иногда родители уверены, что ребенок хорошо говорит, т.к. он воспроизводит наизусть длинные стихи Чуковского, но если при этом собственная активная речь недоразвита - это повод обратиться за помощью.

Трудности адаптации в социальной среде 

После 3-х лет ребенок уже соотносит себя с социальной средой. В этом возрасте могут проявиться излишняя застенчивость, избегание социальных ситуаций (выступлений на утренниках или просто необходимости начать общение). Иногда ребенок полностью отказывается говорить в любой ситуации вне дома - так называемый элективный мутизм. Скорее всего, речь идёт о повышенном уровне тревоги, и помогут ребенку специалисты - психологи и психиатры.

Страхи от 4 до 6 лет

Страхи - обычное явление детского возраста. Настораживать должна их интенсивность (например, боится собак настолько, что вообще не выходит на улицу), необычность фабулы страха (боится щели за дверью, огонька пожарной сигнализации, мужчин с усами на улице). Некоторые дети боятся громких звуков, особенно - бытовых приборов, другие выбегают из комнаты при виде пугающего персонажа мультфильма. Обычный страх темноты может свидетельствовать о нарушениях, если при этом ребенок указывает на что-то, чего нет ("вон медузы на потолке") или смотрит в определенное место так пристально, как будто что-то видит. В более старшем возрасте бывают очень сложные страхи: микробов, загрязнения-заражения, при этом ребенок подолгу моет руки, или отравления (присматривается к еде, отказывается от еды). Конечно, об обычности и необычности страха мы судим с большой долей субъективности. Врач поможет развеять Вашу тревогу и прояснить характер переживаний ребенка. Отдельную разновидность тревоги детского возраста представляет собой страх разлуки с близким человеком: ребенок не отпускает от себя мать, отказывается заходить в группу детского сада или на развивающие занятия без матери, долго не успокаивается в ее отсутствии. В этом возрасте симбиоз явно затянулся и дезадаптирует ребенка - обратитесь за консультацией.

Ревность между братьями и сестрами 

Рождение брата или сестры - тяжелое испытание для любого ребенка. Если Вы замечаете, что после прибавления в Вашей семье старший ребенок стал капризным, раздражительным, проявляет агрессию к малышу или сам регрессирует до младенческого состояния: просит надеть на него памперс и кормить из соски, - это свидетельствует о сильном душевном дискомфорте ребенка. Обратитесь к психологу.

Периодизация детско-подросткового возраста и характерные психологические проблемыЗаикание и тики 

Наиболее частые расстройства данного детского периода - психомоторные, к которым относятся тики и заикание. Тики - это повторяющиеся движения, которые вначале несли в себе защитную функцию (моргание, смахивание чёлки), а потом закрепились и эту функцию утратили. Ребенок обычно может усилием воли на время задержать повторение этих движений, чтобы потом с новой силой возобновить их. Маленькие дети к такому усилию не способны. В классических случаях ребенок тяготится тиками, но этого может и не быть. В случае, если тики множественные и в том числе и вокальные (вокализации, выкрики, хмыканья), можно думать о так называемом синдроме Жиля де ля Туретта. Тики поддаются терапии, в лёгких случаях полностью. Судорожное сокращение речедвигательной мускулатуры при речи называется заиканием. Оно может быть вызвано психогенно (стрессом) или свидетельствовать об органически неполноценной почве у ребенка, например, вследствие неблагоприятно протекавшей беременности или родов. Заикание ведёт к вторичному страху речи: ребенок стесняется своего дефекта и боится говорить.Заикание требует целого комплекса лечебных мероприятий с участием психиатра, психолога, логопеда.

Энурез, энкопрез 

Недержание мочи - энурез - бывает ночным (чаще) и дневным. Ночной энурез также бывает психогенным и органически обусловленным, какой у данного ребенка вид энуреза, решает психиатр. Ночной энурез обычно тяжело переносится самим ребенком, затрудняет его адаптацию в коллективе с круглосуточным пребыванием. Дневной энурез обычно свидетельствует или о более серьёзных нарушениях психики, отставании в развитии или о патологии мочевыделительной системы. Энкопрез - особое состояние, когда ребенок, получая удовольствие от сдерживания каловых масс, пачкает бельё. Обычно сочетается с агрессивностью, упрямством, жадностью. Не следует стесняться и скрывать эти нарушения, они поддаются лечению.

Агрессивность и конфликты

Агрессивность и конфликтность в дошкольном возрасте обычно являются продолжением тех же проблем более раннего периода. Реже они возникают впервые в 4 - 6 лет, могут быть реакцией на неблагоприятную ситуацию в семье, детском саду, а могут отражать устойчивые характерологические черты. Иногда могут свидетельствовать о начале душевного расстройства. Во избежании социальной дезадаптации ребенка требуют коррекции со стороны специалистов.

Периодизация детско-подросткового возраста и характерные психологические проблемы

Дефицит внимания, гиперактивность, неусидчивость

Нередкое явление у детей - синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Такой ребенок не может сидеть на месте и на чём-то долго сосредотачиваться. Он находится в постоянном движении, суетлив, непоседлив, слишком подвижен. Даже когда он сидит, то или болтает ногами, или ёрзает, или совершает движения руками, или вертит головой во все стороны. От воспитателей постоянно поступают жалобы на невнимательность и нарушения дисциплины. Расстройство будет крайне мешать ребёнку в школьном возрасте, не затягивайте с обращением к врачу!

“Странное поведение”, отстраненность, замкнутость 

Наряду с активными, шумными детьми всегда есть и противоположные случаи: стремящиеся к одиночеству дети, погруженные в свой внутренний мир. Такая погруженность может отражать излишнюю склонность к фантазированию; иногда ребёнка приходится окликать несколько раз, чтобы он вынырнул из мира фантазий. А бывает, что ребёнок настаивает на своей фантазийной игре: требует называть его Бобиком и кормить из миски на полу. Если переключить ребёнка не получается, - это повод обратиться за помощью.Фантазирование бывает нормальным и патологическим, какое оно в каждом конкретном случае - решает психиатр. В других случаях отгороженность ребенка свидетельствует о нарушении коммуникативных функций, в таком случае она сопровождается необычной речью или её отсутствием, странными движениями, недостаточным интересом к живым объектам. Интенсивная коррекционная работа и лечение позволяют таким детям проделывать большую положительную динамику, учиться пользоваться речью и другими средствами общения и достигать хороших уровней адаптации.

Проблемы детской психики, возраст 7-11 лет

Дефицит внимания, гиперактивность, неусидчивость 

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью - частое расстройство, приводящее к школьной дезадаптации. Такой ребенок не может сидеть на месте и на чём-то долго сосредотачиваться. Он находится в постоянном движении, суетлив, непоседлив, слишком подвижен. Даже когда он сидит, то или болтает ногами, или ёрзает, или совершает движения руками, или вертит головой во все стороны. От учителей постоянно поступают жалобы на невнимательность, досадные ошибки и нарушения дисциплины. В конце концов такой ребёнок рискует заслужить нелюбовь учителя, который может считать его просто дурно воспитанным. Расстройство крайне мешает ребёнку в школьном возрасте, не затягивайте с обращением к врачу!

Школьная неуспеваемость 

Причин школьной неуспешности может быть множество. Это и особенности темперамента (медлительность, вялость реакции), и некомпенсировавшиеся задержки психического развития, и слабая мотивация к учёбе, и повышенная утомляемость или пресыщаемость, и синдром дефицита внимания, и многое другое. Нередко ребёнок "нарабатывает" неуспешность, и ему трудно изменить сформировавшийся стереотип. А иногда имеет место банальная педагогическая запущенность - результат запущенных пробелов в знаниях и недостаточного контроля со стороны семьи. Разобраться, требует ли Ваш случай вмешательства специалистов, поможет детский психиатр.

Конфликты, трудности адаптации в школьном коллективе 

Трудности адаптации может испытывать и сильный, стремящийся к лидерству ребёнок, слишком подавляющий сверстников и вызывающий у тех отвержение, и робкий отличник, не умеющий за себя постоять. В любом случае, ситуация, когда ребёнок чувствует, что его не любят, у него нет друзей, крайне травматична для него. Проконсультируйтесь с детским психиатром относительно природы трудностей и примите помощь психолога.

Страхи и тревоги младшего школьного возраста

Страхи - обычное явление детского возраста. Настораживать должна их интенсивность (например, боится собак настолько, что вообще не выходит на улицу), необычность фабулы страха (боится щели за дверью, огонька пожарной сигнализации, мужчин с усами на улице). Обычный страх темноты может свидетельствовать о нарушениях, если при этом ребенок указывает на что-то, чего нет ("вон медузы на потолке") или смотрит в определенное место так пристально, как будто что-то видит. В школьном возрасте бывают очень сложные страхи: микробов, загрязнения-заражения, при этом ребенок подолгу моет руки, или отравления (присматривается к еде, отказывается от еды). В этом возрасте уже могут появляться страхи за своё здоровье или здоровье и жизнь близких ("боюсь, что мама заболеет и умрёт"). Школа - почва для расцвета так называемых социофобий: ребенок боится ответов у доски, выступлений, боится забыть стихотворение или допустить ошибку, вызвать насмешки у сверстников каким-нибудь нелепым высказыванием. Иногда это приводит к тотальной школьной фобии: ребенок боится и отказывается ходить в школу. Конечно, об обычности и необычности страха мы судим с большой долей субъективности. Врач поможет развеять Вашу тревогу и прояснить характер переживаний ребёнка.

Заикания и тики 

На данном этапе развития могут сохраняться так называемые моносимптомные неврозы - тики, заикание, энурез. Тики - это повторяющиеся движения, которые вначале несли в себе защитную функцию (моргание, смахивание чёлки), а потом закрепились и эту функцию утратили. Ребенок обычно может усилием воли на время задержать повторение этих движений, чтобы потом с новой силой возобновить их. Маленькие дети к такому усилию не способны. В классических случаях ребенок тяготится тиками, но этого может и не быть. В случае, если тики множественные и в том числе и вокальные (вокализации, выкрики, хмыканья), можно думать о так называемом синдроме Жиля де ля Туретта. Тики поддаются терапии, в лёгких случаях полностью.

Судорожное сокращение речедвигательной мускулатуры при речи называется заиканием. Оно может быть вызвано психогенно (стрессом) или свидетельствовать об органически неполноценной почве у ребенка, например, вследствие неблагоприятно протекавшей беременности или родов. Заикание ведёт к вторичному страху речи: ребенок стесняется своего дефекта и боится говорить.Заикание требует целого комплекса лечебных мероприятий с участием психиатра, психолога, логопеда.

Недержание мочи - энурез - бывает ночным (чаще) и дневным. Ночной энурез, так же, как и заикание, может быть психогенным и органически обусловленным, какой у данного ребенка вид энуреза - решает психиатр. Ночной энурез обычно тяжело переносится самим ребенком, затрудняет его адаптацию в коллективе с круглосуточным пребыванием. Дневной энурез обычно свидетельствует или о более серьёзных нарушениях психики, отставании в развитии или о патологии мочевыделительной системы. Энкопрез - особое состояние, когда ребенок, получая удовольствие от сдерживания каловых масс, пачкает бельё. Обычно сочетается с агрессивностью, упрямством, жадностью. Не следует стесняться и скрывать эти нарушения, они поддаются лечению.

Излишняя склонность к фантазиям 

Бывает, что и в школьном возрасте дети продолжают усиленно фантазировать. Фантазии могут компенсировать какой-то существующий дефицит, например, физически слабый ребёнок фантазирует о своих подвигах супермена, или свидетельствовать об излишнем стремлении уходить от реальности. Малыш из знамеитой повести, скорее всего, фантазировал о необычном друге Карлсоне, а вот такие тонкости, как: видел ли он его, слышал ли его голос, видела ли Фрекен Бок Малыша разговаривающего с кем-то, - должен выяснять детский психиатр.

Странный ребёнок 

Некоторые дети резко выделяются из общей массы. Обычно они не могут найти общего языка со сверстниками, шумные игры и драки их не интересуют, а их взрослые "философские" разговоры мало кто может поддержать. Они часто моторно неуклюжи, тревожны, выглядят чудаковатыми. В себе они могут держать самые разные переживания, и обычные, и болезненные, и ни с кем ими не делиться. Если Вас беспокоит непохожесть на всех Вашего ребенка, проконсультируйтесь с детским психиатром. Речь ведь идёт не о диагнозе: неважно, как это называется, важно, как ребёнку помочь, а сделать это возможно. Кстати, о психиатрических диагнозах: они, к сожалению, отягощены бытовыми представлениями или используются в народе как обидные ярлыки. Поверьте: пациенты даже с "тяжелым", пугающе звучащим диагнозом на деле часто гораздо симпатичнее и успешнее многих совершенно здоровых представителей среднестатистической нормы.

Психология подростков проблемы возраста от 12 до 18 лет

Недовольство собственной внешностью, анорексия, булимия 

Подростковый возраст приносит с собой множество новых, часто тягостных, переживаний. Так, подростку, особенно девочке, может начать не нравиться собственная внешность: она кажется себе слишком полной, или у неё не та форма носа, или от неё (него) исходит неприятный запах. Идеи излишней полноты влекут за собой ограничение себя в пище, вплоть до истощения (нервная анорексия). В дальнейшем девочки с анорексией начинают периодически съедать огромное количество пищи, а потом искусственно вызывают у себя рвоту (стадия булимии и рвотное поведение). Анорексия представляет опасность для жизни! Не откладывайте обращение к психиатру!

Подавленность, депрессии, социальная отстраненность

Именно в подростковом возрасте впервые появляются расстройства настроения, чаще - депрессии. Беспричинная затянувшаяся тоскливость, мысли о собственной неуспешности, нежелании жить, пониженная общая активность, нарушения сна и аппетита - повод бить тревогу! Подростки, к сожалению, представляют группу повышенного суицидального риска.

Периодизация детско-подросткового возраста и характерные психологические проблемыУходы из дома, бродяжничество 

Иногда у подростков заявляет о себе влечение к перемене мест и бродяжничеству. Некотрые из них сбегают из дома, могут уехать в другой город или просто целыми днями кататься на общественном транспорте. Могут ночевать в подвалах, в метро, подворовывать для пропитания. Ведите такого путешественника к психиатру.

Подростковые поведенческие проблемы: конфликтность, неприятие авторитетов, плохие компании, ранние половые связи, сексуальные отклонения 

Всем известно, какими несговорчивыми и трудными становятся до этого покладистые дети с наступлением подросткового возраста. Это должно вас радовать: стремление к отделению от родителей, группированию со сверстниками, подражанию кумирам, противопоставлению собственного мнения, упрямство - это нормальные проявления взросления. Тревожить должно как раз отсутствие таких изменений. Но если с поведением - беда, подросток прогуливает школу, общается с асоциальными компаниями, дерзит и неуправляем настолько, что кажется, что нарочно издевается и "доводит" родителей, проявляет признаки извращения влечений (садистические проявления, сексуальные перверзии), - это говорит о том, что пубертатный криз протекает патологически и это повод для обращения за помощью.

Страхи за свое здоровье, в том числе психическое 

И, наконец, у подростка могут появиться опасения за своё здровье. Рак, СПИД - все самые страшные болезни могут "находить" у себя подростки, обычно на фоне тревожно-депрессивного настроения. Иногда появляется страх сойти с ума. Обычно подростки долго никому не говорят о своих страхах. Но их наличие требует психотерапевтической помощи.

Статья о Подростковых поведенческих проблемах- конфликтность, неприятие авторитетов, плохие компании, ранние половые связи, сексуальные отклонения

Онлайн сервис

Связаться с Центром

Заполните приведенную ниже форму, и наш администратор свяжется с Вами.
Связаться с Центром